Metla

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 27.04.2024, 04:21
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Все о ПутиШествиях » Обо Всём » Исторический Раздел » Эстонцы в Сибири до 1918г.
Эстонцы в Сибири до 1918г.
Vene-MetsavendДата: Суббота, 04.10.2008, 01:56 | Сообщение # 1
ДолгоЖитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 199
Репутация: 1
Статус: Offline
Эстонские поселения в Сибири до 1918 года

Известно, что эстонцы проживали в Сибири как минимум с XVIII века. Первые поселения в Сибири основывали ссыльные; самые старые из известных поселений – Рыжково (основано между 1802 и 1804 гг.) и Верхний Суэтук (основан приблизительно в 1850 г.). Обе деревни изначально были лютеранскими и смешанными по национальному составу (эстонцы, латыши, немцы, финны, финские шведы), хотя, в основном, поселения основывались по национальному признаку. Так, первыми эстонскими деревнями в Сибири являются в Омском поселении Вана-Виру, или Старый Ревель (основано приблизительно в 1861 г.), и в Минусинском поселении вблизи Верхнего Суэтука Верхняя Буланка (основана в 1861 г.).

Инициаторами основания колоний народов лютеранской веры были лютеранские пасторы - чтобы удобнее было создавать приходы и организовывать их работу. Пасторы отвечали за религиозную жизнь и сферу образования, а также и за другие области жизни. Жизнь в колониях была тяжелой и неспокойной: много краж, попоек, драк, не обходилось и без убийств. У сосланных не было желания, а иногда и навыков, чтобы оставаться оседлыми земледельцами. Также они нуждались в начальном капитале для создания своих хозяйств – для покупки животных и инвентаря. Жизнь стала улучшаться, когда число высылаемых на поселение уменьшилось и в перевесе в деревнях оказались вольные крестьяне, родившиеся уже в Сибири.

Организация церковной жизни в эстонских деревнях происходила при поддержке Российской евангелической лютеранской церкви. Церковные приходы (в Сибири 6, впоследствии 7) были общими для всех сибирских лютеран. В большинстве колоний, составленных из ссыльных, работали кистеры – школьные учителя, оплачиваемые из кассы взаимопомощи лютеранской церкви, строились церкви и школы (Верхний Суэтук, Рыжково, Верхняя Буланка, Бугене).

Первые поселения переселенцев возникали в непосредственной близости к Эстонии. В Сибирь первые добровольные переселенцы попали в 1890-е годы, заселяя, главным образом, западную часть Сибири. Самая большая волна переселенцев направилась в Сибирь в начале прошлого века, когда с 1906 г. до 1914 г. в Сибирь переселилось 9000 эстонцев и возникло множество новых деревень. Миграция также происходила и между поселениями: несколько новых деревень в Сибири были основаны эстонцами, изначально переселившимися на северо-запад России, в Крым и Самару. Миграция происходила и в границах самой Сибири, хотя в ряде случаев там до сих пор сохранились и начальные различия, как, например, между деревнями, основанными выходцами из Северной и Южной Эстонии. Этническое своеобразие сохранили и сету, в основном переселявшиеся в Красноярский край.

Законы царской России поощряли как высылку в Сибирь, так и переселение на эти территории. Сибирь колонизировалась посредством выходцев из европейской части России. С другой стороны, движение переселенцев имело под собой и аграрную основу, поскольку крестьяне видели в переселении возможность получить землю для обработки и средства к существованию. Препятствием для получения земли на родине были высокая цена на землю и порядок наследования хуторов. Также во второй половине XIX веке сильно выросла численность населения. Поэтому переселение в данном случае следует рассматривать не столько как добровольное, сколько обусловленное социально-экономическими причинами.

Перемена места жительства регулировалась строгими правилами, и царская власть стремилась направить переселенцев в нужном ей направлении, но эти усилия не могли увенчаться полным успехом в каждый исторический период. Напомним, что в 1861–1914 гг. в Сибирь (включая Дальний Восток) переехало 3,8 миллиона человек. Аграрная реформа П. А. Столыпина (постановление от 09.11.1906, законы 1910; 1911), разрешавшая выход крестьян из общины, придала новый импульс переселению. Государство обеспечило финансовую поддержку переселенцев, освободило их от арендной платы и государственного налога, предоставило займы для строительства мельниц, дорог, школ и иных сооружений. Однако иногда обещанная помощь не доходила до новопоселенцев. Власти сами выбирали территории, на которые направлялись переселенцы. Перед прибытием жителей место для основателей деревни должен был «застолбить» разведчик – ходок. На месте пригодную для земледелия землю нарезали из расчета на каждую душу мужского пола, обычно в размере 15 десятин (1 десятина = 10 925 м2).

Добавлено (04.10.2008, 01:53)
---------------------------------------------
Дорога в Сибирь была нелегкой, как и первые годы жизни переселенцев на новом месте. Путешествие часто продолжалось несколько месяцев, ссобой брали почти всё наличное имущество. Эмигранты моглипользоваться проходящей через Сибирь железной дорогой (строилась в 1891-1900 гг.), которая, среди прочего, оживила экономическую жизнь Сибири.

По прибытии в Сибирь первое лето проводили в землянке, во встроенной в холм пещере или под навесом из веток деревьев, прежде чем возводилось первое здание. Дома возводили иногда вдоль улиц, но часто хутора строились рассредоточенно, как и в Эстонии. Следовало готовить также пашню и создавать поля. Местные народы, которые в связи с покорением Сибири были превращены Россией уже в XVII веке в налогобязанных, в основном, поля не обрабатывали.

Хотя переселенцам пришлось приспособиться к новым природным условиям, основные средства к существованию им традиционно доставляли земледелие и скотоводство. Одним из наиболее известных изделий, производимых эстонцами на продажу, было масло, технология изготовления которого отличалась от принятой в России. Дополнительный доход давали ремесла, рыболовство, охота и пасеки. Некоторые переселенцы работали также на золотых и угольных копях. Эстонцы внедрили на этих территориях некоторые новые приемы работы и орудия труда (многопольная система, железный плуг, конные грабли, выращивание льна). Одновременно у соседей перенимали связанное с местной традицией (сбор кедровых орехов, выращивание арбузов, топка с кизяком, элементы русской избы: печь, декоративные украшения и т.д.).

Общественная жизнь отличалась от того, к чему привыкли в Лифляндии и Эстляндии. Не было помещиков, мало было также пасторов, которые имели право голоса в сельской жизни. Успех поселения основывался на сотрудничестве. Жили по принципам общины. Совет деревни выбирал старосту и писаря. Поселения имели свое сельское правление, которое подчинялось уездным управам. Для продажи урожая создавали коммерческие товарищества, совместно покупали молотилки, устанавливали маслобойни, также в складчину строили общественные здания (школы, канцелярии, обшественные амбары), основывали кладбища. С экономической точки зрения более успешными были деревни, расположенные на черноземных землях степной и лесостепной полосы. Более северные земли, на границе тайги, были менее плодородными.

Добавлено (04.10.2008, 01:54)
---------------------------------------------
Уже в 1910-х гг. более богатые, крупные и лучше обустроенные деревни смогли построить молельни и школы и нанять из Эстонии кистера – школьного учителя (Эстония в Алтайском крае, Золотая Нива). Некоторые из этих школ позднее получили статус государственных министерских школ. По разным данным, церкви располагались в деревнях Рыжково, Верхний Суэтук, Ряпина (Красноярский край) и Хайдак, молельни, школы-молельни и часовни в деревнях Эстония, Старый Ревель, Верхняя Буланка, Оравка, Большой Селим, Лебедиха-Серосика, Вабакюла, Юрьевка (вблизи Мариинска) и в других деревнях. Православные сету входили в общие приходы с другими окрестными народами, центром православия стала деревня Хайдак. Действовать начали общества. Одними из старейших являются собирающиеся до сих пор духовой оркестр в Верхнем Суэтуке, основанный в 1901 году кистером Георгом Вемом, и общество трезвости в Старый Ревель, основанное в 1891 году. Развитие образования и культурной жизни сдерживали реакционные реформы образования 1880-х годов, которыми стремились добиться русификации национальных меньшинств и, среди прочего, вводили требование школьного преподавания на русском языке. Эстонские поселения в России все же смогли избежать основного давления русификации и обращения в православие. Несмотря на приказ, Пиетари Тойкка продолжал вести обучение на финском языке в школе и церкви в Верхнем Суэтуке. В деревне Ряпина, где жили выходцы из Южной Эстонии, жители даже настаивали на преподавании на южноэстонском диалекте. Всё же образование и религиозное обучение на родном языке получали только жители более крупных деревень. Недостаток восполняли домашним обучением по личной инициативе и молитвенными часами, детей отправляли также в ближайшие иноязычные школы.

В этот период у поселенцев была тесная связь с Эстонией, которая фактически не прерывалась в связи с переселением. Выписывали газеты, закупали школьные учебники, как уже упоминалось, были и учителя из Эстонии. Связь с родиной играла существенную роль в обеспечении устойчивости поселений.

Хотя время переселения и создания нового дома было для эмигрантов изнуряющим и требовало много работы, поселенцы справились с этим и положили начало эстонскому поселению в Сибири. Помимо прогрессивных сельскохозяйственных приемов работы из Эстляндии и Лифляндии эпохи национального пробуждения взяли с собой стремление к образованию и проникнутое возвышенными идеями мировоззрение. Себя сознательно считали эстонцами, школьное образование на эстонском языке, лютеранская церковная деятельность и деятельность обществ являлись элементами повседневной жизни. Устремления эстонских поселенцев поддерживались тогдашними законами царской России, потому что правительство было заинтересовано в заселении региона оседлыми земледельцами. Существенным было также наличие в Сибири колоний высланных с уже работающими структурами, особенно с точки зрения организации религиозной жизни. Таким образом, у эстонских поселений в Сибири была хорошая «стартовая позиция».

В 1918 году пастор Аугуст Ниголь составил обзор «Эстонские поселения и места нахождения в России». Здесь он приводит численностью эстонцев в Сибири 40 000 душ и называет свыше 100 дереве

Добавлено (04.10.2008, 01:56)
---------------------------------------------
Источник: http://www.folklore.ee/estonka/files/index.php?id=79&keel=ru


Vene-Eesti Kameradschaft
 
Все о ПутиШествиях » Обо Всём » Исторический Раздел » Эстонцы в Сибири до 1918г.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz